Навесное оборудование для велосипедов марки SHIMANO, на сегодняшний день является, самым распространенным на нашем рынке. Такое распространение можно объяснить как хорошим качеством изделий, так и широким охватом разных ценовых категорий.
Давайте разберемся, что такое навесное оборудование, и о чем идет речь когда мы слышим «навеска SHIMANO». В данном случае нужно понимать, что речь идет о оборудовании, предназначенном для обеспечения переключения передач велосипеда.
Выделим 3 основных узла, которые в свою очередь можно разделить на детали:
Передний переключатель – передние звездочки и сам механизм переключения.
Задний переключатель – задняя кассета звездочек и переключатель.
Манетки (шифтеры) – могут быть совмещены с ручками тормозов, могут быть отдельными.
В модельном ряду навесного оборудования SHIMANO есть как достаточно дешевые, так и профессиональные дорогие устройства. Перед тем, как определиться с выбором, нужно понять, а что конкретно зависит от навесного оборудования. Уровень навесного оборудования должен соответствовать вашим требованиям к велосипеду. Если вы хотите экстремальной езды, скоростных спусков по пересеченной местности, дальних поездок связанных с частыми переключениями скоростей под серьезной нагрузкой, то вам следует задумываться о дорогих профессиональных моделях SHIMANO, таких как Deore, XTR. Если же вы собираетесь не торопясь прогуливаться по нормальной местности, и не будете переключать скорости по 5 раз в минуту, то дорогие навески вам ни к чему.
Для горных велосипедов Shimano выпускает оборудование следующих групп:
XTR - оборудование профессионального класса, которое обычно устанавливают на велосипеды, предназначенные для соревнований. В туризме встречается очень редко из-за весьма высокой стоимости. В этой группе заметна тенденция к существенному снижению веса компонентов за счет широкого использования титановых сплавов. Хотя, некоторые комплектующие имеют больший вес в сравнении с нижними группами за счет более сложной конструкции или больших размеров узлов. Для снижения веса, например, четыре больших звезды кассеты изготовлены из титана, шесть посажены на пауке, который, в свою очередь, надевается на барабан втулки.
Некоторые узлы претерпели существенные изменения.
Старые тормоза в этой группе были только механическими ободными с параллельным прижатием картриджных колодок и бесступенчатой регулировкой тормозного усилия. В новой группе к ним добавились и двухпоршневые гидравлические дисковые тормоза.
Манетки для уменьшения трения изготовлены на шарикоподшипниках. Для новой группы характерно использование манеток нового для горных велосипедов типа (Dual Control), в которых управление торможением и переключением передач осуществляется движением одного рычага в двух плоскостях.
Задний переключатель может иметь вывернутую конструкцию (RapidRise), которая, по словам Shimano должна улучшать переключение на низкие передачи, хотя по опыту велосипедистов скорее все обстоит наоборот. В подшипниках втулок и каретках применены шарики из нержавеющей стали, что в сочетании с хорошим двойным уплотнением практически полностью исключает попадание грязи внутрь, а вода, попадающая туда, таким подшипникам не страшна.
В новой группе система и каретка объединены в единый узел (HollowTech II), что позволило снизить общий вес. В старой - вал каретки со шлицевым соединением (OctaLink) с облегченными полыми шатунами (HollowTech), все звезды системы алюминиевые, могут быть увеличенного размера - 46 или 48 зубьев на большой звезде вместо 44. В старой группе присутствовала система с одной звездой (для скоростного спуска с гор).
Может быть установлен дополнительный механизм управления задним переключателем (Rapidfire remote lever) на рога велосипеда. Группа предназначена для велосипедов с 27 передачами.
Deore Saint
Концепция данной новой группы – сверхтяжелый режим. Создан для экстримальных нагрузок: Down Hill, фрирайд. В данной группе компонентов внедрена новаторская система креплений с одноименным названием Saint. Максимальная прочность комплектующих. Основная идея SAINT – уверенность в том, что оно не подведет.
Deore XT - группа оборудования, которую тоже можно отнести к профессиональной. Это достаточно дорогое оборудование, хотя существенно дешевле, чем XTR. В этой группе присутствуют как дисковые гидравлические, так и ободные механические тормоза; механические - с параллельным прижатием картриджных колодок с трехступенчатой регулировкой усилия.
Начиная с этой группы и ниже, применяются обычные шарики в подшипниках втулок. Уплотнение подшипников в них двойное. Беговые дорожки на чашках и конусах, как и во всех верхних группах, имеют термохимическую обработку и обработку шлифованием (Borozon). Манетки также собраны на шарикоподшипниках, шатуны полые со шлицевым соединением. Передний переключатель с независимым ходом внешней и внутренней пластин. Группа предназначена для велосипедов с 27 передачами.
Deore SLX - уже существенно более доступное по цене и при этом еще весьма высокое по качеству оборудование. На взгляд многих туристов, большинство компонентов группы, являются лучшими с точки зрения высококлассного оборудования за приемлемые деньги. Класс, созданный для езды по пересеченной и горной местности, где результат зависит не от скорости, а от качества.
Манетки уже на подшипниках скольжения. Лишь две большие звезды системы алюминиевые, а маленькая стальная. Стальные звезды кассеты надеваются на барабан уже без паука. Это низшая группа с тормозами с параллельным прижатием картриджных колодок, дисковых тормозов нет. Одной из изюминок, кроме обычной задней втулки с храповым механизмом свободного хода, является и втулка с роллерным механизмом свободного хода, который так ценят велосипедисты занимающиеся триалом. Оборудование предназначено для велосипедов с 27 передачами. Что характерно, в этой группе довольно давно не появлялось никаких принципиальных изменений, кроме чисто дизайнерских.
Deore - оборудование хорошего среднего класса. Это самая низкая группа оборудования предназначенная для велосипедов с 27 передачами, хотя ничто не мешает использовать часть оборудования на велосипедах с 24 передачами, что часто и делается. Благодаря одинаковой ширине барабана для восьмерной и девятерной кассеты, задние втулки взаимозаменяемы. Задние переключатели Deore также часто комбинируют с остальным оборудованием из младших групп. Оборудование группы отличается существенно большим весом по сравнению со старшими группами. Это нижняя группа оборудования с шатунами со шлицевым соединением (хотя есть модификация и с обычным квадратом), которые могут быть как полые, так и не полые. Помимо ободных тормозов, существуют еще механические и гидравлические дисковые тормоза. Представлено целых три разновидности втулок: обычная, втулка для дискового тормоза и безфланцевая втулка для дискового тормоза. Причем последняя приближается по цене к втулкам группы Deore XT.
Alivio - группа оборудования очень часто используемая в туризме, как весьма недорогая, но довольно качественная. Многие компоненты стоят существенно меньше, чем у оборудования Deore, не смотря на подобные технические характеристики. Простой, но функциональный дизайн. Начиная с этой группы и выше, появляются манетки RapidFire Plus с двумя расположенными под рулем рычагами. Тормоза только ободные консольные. Но защита втулок от грязи уже слабее, чем в предыдущих группах. Предназначена для велосипедов с 24 передачами.
Acera - позиционируется для велосипедов начального уровня. По характеристикам до недавнего времени, в большинстве случаев, было вполне приличное оборудование, но в последнее время отзывы о нем не всегда лицеприятные. Начиная с этой группы и ниже - манетки с двумя рычагами и расположением одного из них над рулем, что не очень удобно. С 2003 года появились и манетки типа grip-shift (Shimano RevoShift) - вращающаяся ручка. Группа предназначена для велосипедов с 24 передачами.
Altus - группа начального уровня. Пожалуй, все оборудование (кроме заднего переключателя до 2002 года) имеет приемлемый уровень, годный для умеренных поездок, скорее городских, чем внедорожных. Легкое управление манетками. С 2003 года в группе также появились манетки типа grip-shift и роллерные втулчные тормоза. Группа предназначена для велосипедов с 21-24 передачами.
Tourney - самый начальный уровень оборудования. До 2001 года это была единственная группа с манеткой в виде одинарного рычажка, однако, в 2003 существует в двухрычажном исполнении или в виде вращающейся ручки типа grip-shift (Shimano RevoShift). Предназначена для велосипедов с 21 передачами. Серия создана для велосипедов дешевого сегмента и детских велосипедов. Не рекомендуется для интенсивного катания и выезда на пересеченную местность.
В принципе, хорошо настроенное оборудование SHIMANO даже самой дешевой ценовой категории (Torney) вполне прилично выполняет возложенные на него функции при спокойных режимах, проблемы с переключением могут возникать только при попытках быстрого переключения через несколько передач или при переключении под нагрузкой (при подъеме в гору, например).
Еще одно отличие бюджетных моделей от профессиональных заключается в высокой отказоустойчивости и запасе прочности у последних. А от этого зависит например то, на сколько часто вы будете подкручивать, регулировать, чистить навеску. Бюджетная навеска в силу использования не дорогих материалов, может быть гораздо проще повреждена, расстроена, бюджетная навеска может плохо работать попав в грязь. Профессиональная навеска предназначена специально для экстремальных условий эксплуатации, тут в силу вступает не только качество материалов, но и инженерные решения: форма, исполнение и т.п.