Велосипедная вилка — часть велосипеда, удерживающая переднее колесо и обеспечивающая возможность менять направление езды во время движения. Велосипедные вилки бывают жесткими и амортизационными.
Предназначение амортизационных вилок - повышение комфорта при езде, снижение ударно - вибрационной нагрузки на переднюю часть велосипеда (на рулевую колонку, раму, руль и руки). В определенной степени нагрузки снижаются и на все точки контакта байкера с велосипедом.
Основными компонентами конструкции амортизационной вилки являются пружина и демпфер — устройство, способствующее затуханию колебаний. В качестве пружины используется либо обычная витая пружина, либо воздушные камеры, что позволяет снизить массу.
По принципу работы амортизационные вилки разделяются на несколько типов:
Пружинно-эластомерная. В так называемых «штанах» вилки находится пружина, принимающая на себя удар, и эластомер, работающий демпфером. Такие вилки крайне просты в обслуживании, недороги, но работают не очень мягко и замерзают на морозе;
Пружинно-масляная. В отличие от пружинно-эластомерных вилок, здесь в качестве демпфера действует масло, перетекающее по ёмкостям через систему клапанов. Вилки такого типа дороги, мягки, тяжелы и прекрасно работают при отрицательных температурах, если сменить масло на зимнее;
Воздушно-масляная. Дальнейшее развитие инженерной мысли привело к замене в пружинно-масляных вилках пружины воздухом. Подобные вилки обычно используются в велосипедных дисциплинах, требовательных к массе велосипеда(кросс-кантри); как правило, отличаются большим количеством настроек.
Различают однокоронные и двухкоронные вилки, у которых ноги вилки продолжаются до второй перемычки.
На рынке имеется огромное количество дешевых «амортизационных» вилок от многочисленных китайских фирм, которые, как правило, не могут выполнять свою работу удовлетворительно.
Ход некоторых амортизационных вилок для фрирайда и даунхилла достигает 220 мм и более.
В некоторых вилках существуют настройки параметров работы, с помощью которых велосипедист настраивает вилку под свои нужды.
Виды регулировок:
Preload (Предварительная нагрузка) - Настройка жесткости пружины в амортизационной вилке. В дешевых вилках Preload слабо влияет на реальную жесткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин.
Rebound (Отбой, отскок) - Регулировка скорости отскока вилки (скорости возврата в исходное положение).
Compression (Скорость сжатия) - Регулировка скорости сжатия амортизационной вилки (величина обратная Rebound).
LockOut (Блокиратор)- Блокировка хода амортизационной вилки (вилка становится "жесткой").
Extension Control (Регулировка длины хода вилки) - Блокировка или регулировка длинны хода вилки. Иногда данные настройки выносят даже на руль.